Рекламный баннер 990x90px bantop

ОХОТА С ЛОВЧИМИ ПТИЦАМИ У БАШКИР

05:30 03.03.2025 16+
ОХОТА С ЛОВЧИМИ ПТИЦАМИ У БАШКИР

Охота с ловчими птицами – древнее занятие башкир. Упоминания о занятиях соколиной охотой есть в башкирских родословных, различных источниках XVIII – XIX веков, работах ученых-краеведов XIX – XX веков. Но уже в XIX веке охота с помощью ловчих птиц наблюдается редко, лишь изредка башкиры дрессировали беркутов для их последующей продажи в Казахстан и Среднюю Азию
Основу хозяйственного комплекса башкир на протяжении длительного периода времени составляло кочевое и полукочевое скотоводство. После присоединения башкир к Русскому государству и на протяжении XVII века полукочевое скотоводство продолжало оставаться основным видом хозяйственной деятельности сельского населения Башкирии. Вместе с тем, с этого времени возрастала роль земледелия.
Наряду со скотоводством важную роль в хозяйственной жизни башкир играли охота, рыболовство, пчеловодство. Охота вплоть до конца XVII века имела важное экономическое значение для башкир: после вхождения башкирских земель в состав Русского государства согласно договору башкиры обязывались платить ясак казне пушниной и мёдом, при этом в качестве дани преимущественно принимались куньи шкуры.
Объектами охотничьего промысла у башкир кроме куницы, были бобер, выдра, белка, лисица, горностай, норка, хорек, заяц и барсук. Охотились также на медведей, лосей и диких коз.
Для башкир были характерны приемы и орудия лова как таежной (с различного рода охотничьими снарядами, луком и стрелами), так и степной охоты (с ловчими птицами – ястребами, соколами, беркутами и с гоном волков).
Характерной особенностью охотничьего промысла башкир степной зоны вплоть до конца XIX в. было использование при охоте специально выращенных и дрессированных ловчих птиц. В первом десятилетия XX в. башкиры охотились только с соколами и ястребами и притом исключительно на уток и гусей. Так же ловили беркутов и охотились вместе с ними.
Приручение хищных птиц происходило в несколько этапов. Обучая мальчиков охоте с беркутами, их, прежде всего, учат находить птенцов. Как правило, беркуты гнездятся на опушках леса или на скалах, а их гнезда выглядят как колпаки, надетые на верхушки деревьев. Облегчает поиск еще тот факт, что птицы используют одно и то же гнездо в течение нескольких лет и летают вокруг него парами. Обладая этими знаниями, башкиры заранее намечают место отлова птиц и выжидают вывод птенцов.
В записях исследователя Габдельахата Вильданова описывается способ поимки птенцов, когда сам ястреб спускает их на землю, чтобы научить летать. Охотники высматривают слабых птенцов, которые не смогут улететь. Намокшие в каплях росы, птенцы не могут взлететь, и тогда их ловят.
Еще один способ добычи птенцов – спуск на аркане с вершины горы. Для доступа к гнездам, расположенным на уступах скал, использовали арканы, свитые из конских волос и скрепленные между собой. «Вынимание из гнезда молодых соколов весьма любопытно, – сообщается в «Собрании описаний Оренбургской губернии» (автор А. Тимофеев), – сокол обыкновенно имеет гнездо свое на высоких каменных горах в самых крутых утесах и в ущельях над реками и стремнинами, куда ни человек, ни зверь подойти не может; три или четыре башкирца на вершине горы противу гнезда соколинова вбивают два толстых, но невысоких кола, за один привязывают крепкую волосяную веревку, а на другой навертывают оную, оставляя конец, на которой приделана простая сиделка. Один башкирец, покрывши лицо и плечи толстой кожей, садится, привязавшись к веревке и взяв с собой корзину. Товарищи его развертывают веревку и спускают вниз до тех пор, пока тот, придерживаясь где можно за выдавшиеся камни и ущелины и поравнявшись с гнездом, дает им знать, тогда оставшиеся на горе башкирцы, дав время спущенному вниз взять молодых соколят и положить их в корзину, опять навертывают веревку и поднимают его наверх. В то время как башкирец спускается к гнезду, вынимает соколят и подымается, соколы, взлетая высоко на воздух и стремительно оттоль спускаясь, ударяют когтями башкирца столь сильно, что иногда раздирают кожаное его покрывало и делают чувствительные знаки на голове и плечах».
Как взрослых птиц, так и птенцов башкиры чаще всего ловили при наступлении весны. «Нередко случается, – отмечал исследователь И. И. Лепехин – в таком отважном, а для башкир лакомом, предприятии ломают они себе руки и ноги, а иногда и до смерти убиваются».
Превращение хищных птиц в орудие охоты – очень сложный и длительный процесс. Охотник должен обладать для этого большим опытом, знаниями биологии птицы и способами ее дрессировки.
Птенца приносят домой, пришивают к его лапкам ремень из мягкой кожи длиной в аршин и сажают на чурбан, либо носят с собой. Каждый день птенца гладят по 2–3 часа, при этом не глядя ему в глаза, – таким образом располагая его к себе. Если птенца носили с собой на руках, то когда дрессировщик утомлялся, он сажал его на подвешенную с двух концов палку (башк. «бәүелсәк»). Палка, раскачиваясь, не давала спать, а сонный и полуголодный птенец хорошо поддавалась дрессировке. Трижды в день птенца кормят мясом, но если тот начинает пищать – добавляют в рацион мышей или мясо волка. Затем начинается сам процесс дрессировки: птицу стараются держать полуголодной, затем на руку кладут кусок мяса и, показывая на него, подзывают свистом или звуком «тфффу», чтобы она подлетела к еде. Также для подзывания использовали звуки «ку-уух», «tah, tah, tah» (башк. «эйәләштереү»). «Такого рода операцию охотник производит дотоль, – отмечал в своих заметках В. М. Черемшанский, – пока птица совершенно не освоится со свистом своего хозяина и по первому же сигналу не будет бросаться ему на руку».
Расстояние постепенно увеличивают и дрессируют во дворе, для этого птицу сажают на жердь или изгородь. Следующий этап – дрессировка в поле: вместо мяса приучают уже на живую птицу с обрезанными крыльями. С дальнего расстояния издают привычный сигнал, хищник подлетает и ловит птицу. Так приучают ловить жертв на лету. Для снижения веса хищников снижали дневную норму пищи, уменьшая количество еды, либо заменяя на мясо меньшей жирности. Как только птица была обучена настолько, что по первому зову прилетала и садилась на руку, то приступали к охоте.
Непосредственно беркутов до охоты хозяин морил голодом и не давал им спать, одновременно приучая летать на длинной веревке к мясной приманке. Затем он брал чучело собаки и, привязав к нему кусок мяса, прикреплял к чему-нибудь. Как только хозяин снимал колпак с головы орла, птица, увидев приманку, с жадностью бросалась на «жертву» и, вонзив в нее свои острые когти, начинала поедать мясо. Это повторялось несколько раз.
Ястребов тренировали у мелких озер. За день ястребы могли поймать до 10–12 уток. Так же обучали сокола, луня, белого кречета, самца кречета, орла.
По словам С. Т. Аксакова, башкирские охотники возили беркута на палке, приделанной к седельной луке. С. И. Руденко описывает, что, выезжая на охоту, всадники держали соколов на руках.
Подъезжая к озеру, они выпускали птиц, сами пускались вскачь, а собаки пускались бегом и лаем распугивали уток, которые взлетали с поверхности озера. Один сокол, стелясь прямо над землей, заставлял уток взлететь выше, а там их настигала стая охотников, которая атаковала с высоты. Соколы били летящих уток когтями задних лап, сбивали, нападали и разбивали клювами их черепа.
С беркутом обычно охотились с сопки, а с молодым орлом башкиры шли на зверя лишь с холма. Товарищи охотника выгоняли из рощи зайца или лисицу. Как только охотник видел дикого животного, бросал в воздух (башк. «kош сөйөү») беркута. Поднявшись ввысь и обнаружив зверя, хищник пулей летел на свою жертву. Этот процесс красочно описан в исследовании И. М. Казанцева: «Орел, пущенный охотником, садится обыкновенно зверю на крестецъ, вонзив кохти, он сильными ударами клевом в голову и глаза, если не убивает зверя, то ослабляя его силы, предает во власть охотника».
Подоспевший охотник добивал пойманного зверя, а беркута награждал куском мяса из туши убитого животного.
Процесс охоты с ловчими птицами был прост. Несколько человек верхом на лошадях, рано утром или под вечер перед закатом солнца, с соколами на руке выезжали в степь к озеркам и болотцам. Заметив на каком-нибудь из них стаю уток или гусей, спускали двух-трех соколов, а сами с криками и хлопаньем ногаек мчались к озеру. Вдогонку поднявшейся уткам пускался еще один сокол, который, стелясь по земле, подбивал стайку все выше и выше. Тем временем ранее выпущенные сокола, зорко следившие за стайкой, нагоняли ее, взвивались кверху, затем камнем бросались вниз на уток и били их когтями задних пальцев лап. Убив одну, две утки, сокол спускался на свою жертву и проклевывал ей череп, добывая мозг. Подъехавший охотник снимал сокола и брал добычу.
Соколы-сапсаны, с которыми охотятся башкиры, как и кречеты, били птицу, падая на нее сверху, ястребы-утятники ловили уток в угон. Нередко башкирам удавалось добывать с соколами и гусей, особенно во время вечерних охот, когда водоплавающая птица летала с рек и озер на хлеба. Соколиная охота у башкир к началу XX в. пришла в упадок.
Следует отметить, что самыми дорогими животными в России на протяжении столетий были соколы, использовавшиеся в качестве охотничьих птиц. Один тренированный сокол стоил сравнимо с 2-3 чистопородными конями самой лучшей породы.

Использованная литература
1. Утарбаева В.С. Приручение ловчих птиц у башкир [Электронный ресурс] – режим доступа // Единый Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния народов Республики Башкортостан/ - паспорт - https://nknrb.ru/passport/view?id=23
2. Чувьюров А.А. Охотничий промысел у башкир. - [Электронный ресурс] – режим доступа // https://dzen.ru/a/Y8P3TczAkz5M90_C?ysclid=m7sdrujcid807972358

#Всемирныйденьдикойприроды #Сибайскиймузей #птицыБашкортостана #Соколинаяохота #СоколыиБеркуты
3608

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ